Тест-отзыв по одноконтактным светодиодным лампам для указателя поворота и заднего хода в цоколе P21W/1156/BA15S и двухконтактным – для стоп-сигнала на LED SMD 5730 в цоколе 1157/BAY15D.
Ранее я уже выкладывал обзор неудачного варианта сигнальных ламп на светодиодах SMD 5050. Теперь дошла очередь и до ламп на более мощных светодиодах SMD 5730.
Световой поток, Лм | 40…55 |
Прямое напряжение, В | 3,2…3,4 |
Номинальный ток, мА | 150 |
Мощность, мВт | 500 |
Светодиодные лампочки собраны на базе 16 светодиодных чипов SMD 5730 – 4 под линзой и 12 по периметру. При таком соотношении лампы должны давать хорошую круговую засветку отражателя и плафона фонаря.
Чисто теоретически, при включении 16 светодиодов SMD 5730 одной лампочки на полную мощность мы должны были бы получить 8Вт, слепящий свет, почти, как от LED-фары ближнего света и нагрев, способный расплавить пластиковый плафон. [wako] На практике, конечно же ничего такого не ожидается, думаю, если лампы буду светить хотя бы на 50% от теории, то это уже будет неплохо.
В зависимости от применения лампы могут снабжаться различным цоколем: T20 (W21W, 7440), BA15S (1156, P21W), BAY15D (1157, P21/5), но в нашем обзоре будут участвовать только лампы с байонетным цоколем.
На просторах AliExpress предложений купить подобные лампы достаточно много, но наиболее полный ассортимент, пожалуй, можно встретить в магазинчике Long light electric. В зависимости от исполнения и цвета используемых светодиодов цена сигнальных ламп на 16 чипов SMD5730 в среднем около 2.5 у.е..
Распаковка и первые впечатления
Как обычно лампы из Китая прибыли в маленьком конверте перемотанные поролоновой лентой. Правда доставка, невзирая на платный трек-код, оказалась ну очень долгой. Все дошло без повреждений.
На вид, сборка светодиодных ламп выглядят достаточно складной и добротной, только одна линза плохо закреплена и совсем немножко болтается. По размеру лампочки практически идентичны накальной лампе P21W. Количество и расположение диодов – все совпадает с описанием продавца.
Каждая лампа при питании 12В
потребляет около 300мА, т.е. мощность “брутто” составляет примерно 3,6Вт
– аж никак не “теоретические” 8Вт. Судя по всему, светодиоды подключены 8-ю группами по 2 чипа, соединенных последовательно. Следовательно, ток на каждый чип составляет около 38мА и мощность потребления каждого чипа равна примерно 125мВт, а значит суммарная реальная мощность “нетто” всех светодиодов лампы будет всего 2Вт, т.е. примерно 25% от номинала. В принципе, при нормальной светоэффективности светодиодов, этого должно быть вполне достаточно для замены накальной лампы на 21Вт.
Во время включения лампочки едва нагреваются и при длительной работе практически не греются, что вполне соответствует мощности потребления.
На столе все светодиодные лампы светят очень ярко, аж до “зайчиков” в глазах – проверим, насколько оправдают они себя в реальных условиях.
Проверяем в деле
В патроны лампы без проблем стали согласно назначению цоколей. Линза для фронтальных светодиодов, как и ожидалось, собирает световой пучок, образуя на светорассеивателе плафона характерное светлое пятно. По этой причине все линзы с лампочек были аккуратно сняты для более равномерной засветки плафона.
Проверку яркости “на глаз” проводил я в вечерних сумерках, поскольку ночью даже маломальская светодиодная лампадка будет казаться просто супер звездой.
Желтая лампа для указателя поворота светит в реальности даже ярче накальной лампы, равномерно заполняя выцветший плафон насыщенным янтарными светом. Реле включения указателя поворотов конечно же сразу отреагировало на снижение нагрузки ускоренным миганием, как при перегоревшей лампочке. Не проблема, этот вопрос элементарно лечится отключением 7-й ножки микросхемы в реле поворотов – на эту тему достаточно много материала в интернет.
Белая лампа для заднего хода светит примерно на уровне обычной накальной, но четким белым светом.
Если с одноконтактными лампами все более или менее складно, то с красными двухконтактными лампами для совмещенных фонарей габаритных огней и стоп-сигнала получается полная лажа.
При включении на полную мощность для сигнала торможения лампы светят мощно и красиво заливают повыцветший плафон ярким насыщенным рубиновым светом. Камера не передает реального воспрития глазом, но в действительности стоп-сигнал светит очень здо́рово. А вот с габаритными огнями все та же история, как и с остальными подобными китайскими лампами – яркость габаритных огней практически не отличается от яркости стоп-сигнала. Как результат, в вечернее время включение стоп-сигнала может оказаться совершенно не замеченным – думаю, не нужно объяснять, чем это может закончиться.
Вскрытие
Ну как же обзор может обойтись без вскрытия “пациента”. Разбираться ламочки явно не предусмотрены – все спаяно и залито клеем весьма крепенько и без варварского подхода тут никак не обойтись.
В цоколе оказалась спрятана малюсенька плата драйвера постоянного тока для светодиодов на базе микросхемы PT4115 настроенная на поддержку выходного тока 300мА при питании 12В. Драйвер обеспечивает стабильное питание для светодиодов при входном напряжении от 9В, но выше 20В поднимать напряжение не пробовал. Диодный мост в схеме обеспечивает нечувствительность лампы к полярности включения.
Схема включения PT4115 для драйвера постоянного тока позволяет регулировать ток нагрузки, просто меняя опорное напряжение на соответствующей ножке. Для двухконтактных ламп таким образом можно было бы отрегулировать пониженную яркость для режима габаритных огней. Однако, схема настолько миниатюра и заляпана компаундом, что такая затея выльется в откровенный геморрой, не говоря уже о исковерканном цоколе после вскрытия. Гораздо проще подобрать балластный резистор и включить последовательно в цепь подключения габаритных огней. В таком случае использование именно двухконтактной лампы теряет всякий смысл – целесообразнее взять обычную одноконтактную лампу и подключить к ней напрямую провод стоп-сигнала, а через ограничительный резистор и диод провод от габаритных огней. Диод нужен, чтобы исключить подсветку габаритных огней всего автомобиля во время включения сигналов торможения. Аналогичным образом подключены лампы на SMD 5050.
Итоги
Преимущества
- хорошая яркость “выше штатной”
- насыщенный чистый цвет
- встроенный стабилизатор тока
- компактность
- практически не греются
- отсутствие полярности включения
- умеренная стоимость
- достаточно добротная сборка
Недостатки
- крайне низкая разница уровней яркости для двухконтактных ламп
- попадаются лампы с плохо закрепленными линзами
Одноконтактные сигнальные лампы на базе светодиодов SMD5730 имеют достаточную яркость на уровне “чуть выше штатной”. Соответствующий цветовой окрас обеспечивает красивое насыщенное свечение фонарей указателя поворота, сигнала торможения, заднего хода и габаритных огней. Встроенный контроллер (драйвер) обеспечивает стабильный уровень яркости в широком диапазоне питающего напряжения от 9В и выше. Все это обеспечивает хороший повод занять этим лампам достойное место в арсенале вашего автомобиля.
Тем не менее двухконтактные лампы показали полную непригодность для реального использования в автомобиле. Без доработки эти лампы ни в коем случае нельзя устанавливать на автомобиль – из-за крайне низкой разницы в яркости для режимов «стоп» и «габарит» такие лампы станут источником серьезной аварийной ситуации на дороге.