Обзор светодиодных сигнальных ламп для стоп-сигнала, указателя поворота или заднего хода автомобиля – свежие новинки Aliexpress на конец 2019 года.
Думаю, читателю уже знаком мой прошлый обзор по сигнальным лампам из Китая. Прогресс не стоит на месте, и за 3 года появились новые светодиоды и новые конструктивные исполнения ламп. Чтобы не дублировать описанное ранее, вкратце – об изменениях того, что было.
Вспомним былое…
Модели ламп на старинных маломощных светодиодах (Образец №0), слава Богу, практически покинули прилавки AliExpress. Тем не менее, эти лампочки все еще имеют спрос у неискушенного покупателя, подкупая низкой ценой в 0,8 у.е. дешевого хлама. Да, парни, ЭТО все еще покупают прямо в эту минуту.
Всевозможные версии и варианты на COB-матрицах (Образец №1). По запредельно низкой цене в 25 центов – они все так же весьма актуальны и на сегодняшний день, занимая первое место (!) по популярности на AliExpress. Все так же, как и ранее, наивные покупатели, купившись на дешевый ценник, твердят, что лампочки просто зашибись: светят, правда, хреново, а так все типа пучком
. —
Огромные мега-кукурузы на SMD 3528 ушли в анналы истории китайских поделок, давно все выгорели, как один, и почили в бозе. Более прогрессивные SMD 2835 тоже практически сошли с дистанции. А вот лампы на стареньких SMD 5050 как ни странно, все еще можно встретить за пол-доллара, на китайских и наших раскладках. Светят они прескверно тускло, на все 50 центов, бодро шагая в могилу от перегрева. Мой подробный обзор таких лампочек тому подтверждение.
Лампы на потенциально мощных полуваттных чипах SMD 5630 / SMD 5730 по прежнему весьма актуальны на просторах АлиЭскпресс. В прошлом на этих чипах можно было встретить достаточно много вариаций по конструкции и количеству светодиодов, но сейчас в тренде остались лишь “кукурузки” на 33 диода. При невысокой стоимости 0,95…1,4 у.е. лампочки по прежнему радуют глаз счастливым обладателям. Не долго радуют, правда… Из-за низкого качества кристаллов и плохого теплоотвода, эти лампы, как и многие друге, частенько живут не более полугода. Думаете, нет? А загляните в мой детальный обзор – и сами узнаете.
Старые образцы светодиодных лампочек еще не спешат покинуть прилавки, хоть и, упав почти в половину по цене, все еще браво поглядывают с прилавков не только китайских, но и наших продавцов.
Ну что же, освежили в памяти? А теперь можно и переходить к свежачку Итак…
Новинки 2019 года
Светодиодные сигнальные лампы нынешнего сезона ознаменовались как технологическими новинками (ниточные светодиоды, новые чипы), так и чисто практическими решениями по вопросу низкой яркости и конфликтов с бортовой электроникой.
Перед началом обзора хотел бы напомнить совсем кратко об особенностях светодиодов применительно к сигнальным лампам и некоторых особенностях китайской продукции.
Особенность сигнальных ламп состоит в том, что они используют не только белые светодиоды, но и цветные: желтые и красные. При этом, яркость цветных светодиодов примерно в 2 раза меньше, чем белых. Например, если белый качественный светодиод на 1Вт выдает окол 100 Lm, то желтый или красный всего 40…50 Лм/Вт. Если брать в расчет дешевые китайские светодиоды с уменьшенным кристаллом, то световой поток у них примерно в 2 раза меньше: 60…70 Лм/Вт для белого и 30…35 Лм/Вт для желтого и красного – почти, как у хорошей галогенной лампы. Из практики могу сказать четко, что для, примерно эквивалентного, желтого или красного света нужно брать не менее 4Вт качественных светодиодов, а для белого будет достаточно и 3 Вт. Для дешевых светодиодов, соответственно, чтобы ваш стоп-сигнал или указатель поворота выглядели не хуже, чем со штатной лампой, нужно брать соответственно в 2 раза более мощные лампы. На самом деле, ничего удивительного, обычно “китайский” Ватт соотносится к нормальному, как 2:1. При это следует не забывать, что греться такие лампы будут тоже нормально – без радиатора и соответствующего отвода тепла погорят они очень даже быстро. Например, самодельная лампа на 4Вт с “честным” теплоконтактом буквально через 10 минут становится очень горячей, что в руки не возьмешь.
Кстати, для любителей светодиодной “голубизны” замечу, что световой поток синих светодиодов еще меньше чем с желтых или красных: всего 20…30Лм/Вт на нормальных кристаллах и еще меньше на всяком хламе: 15…25 Лм/Вт. Поэтому, чтобы ваш габаритный свет на «синьках» был хоть как-то виден надо брать светодиоды по мощности сопоставимые с недорогими светодиодными лампами головного света.
Образец «A» – нитевидные светодиоды “филаменты”
Интересный на первый взгляд экземпляр, на базе набирающего популярность нитевидного светодиодного элемента. Ну, строго говоря, местами это не совсем филамент COG, выполненный на стеклянной подложке, а, зачастую, его некоторая имитация на COB-матрице. Лампы предлагаются в разных базовых цветах, и даже синем и с разным количеством светоизлучающих полосок. Внешне вся конструкция – цоколь и стеклянный баллон – пытаются максимально повторить классическую накальную лампу
Лампа питается через встроенный драйвер. По яркости, лампы с 4 элементами при мощности в реальных 2Вт едва ли сопоставимы с классическими накальными. Лампы на 2 элемента вообще никуда не годятся, ну разве что, в габариты. Срок службы этого чуда не долог, зачастую перегорают они через пару месяцев или деградируют почти до нуля. Круговая засветка, максимальная похожесть на оригинальный баллон накальной лампы – все это, конечно, выглядит прикольно, да и только. Низкая цена да “прикольность” на вид – вот весь актив этой безделицы.
Цена лампы на 4 элемента – около 2-х долларов, на 2 элемента – по доллару за лампу.
Ну и, конечно же, шибко умная электроника современного автомобиля будет всячески ругаться на лампы с такой низкой мощностью.
Образец «B»
Продолжая тему подражательства дизайну накальных ламп – наш следующий образец. Он тоже имеет классический цоколь и баллон, но внутри расположено 6 каких-то светодиодов «SMD S35». Что это за диоды такие не знает ни Гугл, ни сам AliExpress. Диоды напаяны прямо на плате драйвера. Лампы продаются, как под одноконтактный цоколь 1156, так и двуконтактный 1157.
Лукавые производители обещают света аж на 800Lm с каждой лампочки, т.е. по 150Lm с одного светодиода – просто нереальная фантастика какая-то. В реальности лампа потребляет 3Вт – при такой мощности на нормальную яркость рассчитывать особо и не приходится – если белая лампа еще как-то конкурирует с накальной, то яркость цветных гораздо ниже стандартной.
Лампа формата P21/5W в режиме габаритных огней потребляет чуть более 1Вт – разница между габаритами и стоп-сигналами получается достаточно небольшая, впрочем, как и у большинства китайских ламп. Лучше не баловаться этим, пока не поймали чужой бампер в багажнике.
Стеклянная колба вокруг светодиодной сборки выполняет роль своеобразного одеяла, при мощности 3Вт светодиоды и так требуют нормального охлаждения, а тут еще и дополнительное “утепление” – не удивительно, что лампы перегреваются и быстренько-быстренько дохнут, как мухи по осени.
Как известно, все светодиодные лампы отличаются от обычных накальных крайне низким потреблением тока. В свою очередь, шибко умная электроника большинства машин в своем стремлении контролировать состояние сигнальных ламп ориентируется как раз по току потребления. Если ток сильно большой – сгорит предохранитель, если ток очень маленький, то по мнению электроники, сгорела сама лампа.
Чтобы обойти этот момент придумали простое ухищрение – “обманку” или canbus. По сути своей это “дурилка картонная” для сильно умных – просто шунтируюший резистор (или сборка из нескольких), который обеспечивает потребление тока в нужном диапазоне. В результате создается имитация работы нормальной лампы на 21Вт из которых около 3Вт светят, а все остальные – тихо греют пространство под обшивкой. Мда… Ну и на кой, спрашивается, нужна такая “экономика”, так чисто, ради нужного цвета.
И вот, экономные китайцы, чтобы не разбазаривать тепло по миру, резонно подумали: ну, а фиг ли?
и решили всю мощь пустить в дело, т.е. все 21Вт пустить на светодиоды!! Ахренеть… Для сравнения, реальная мощность светодиодных ламп головного света менее 20Вт! Представляете, если вам таким стопарем засветят на перекрестке?
Образец «С» – мега-гипер-кукурузина
Вот следующий наш образец, как раз и является представителем супер-мега-мощных сигнальных ламп с мощностью по самое “не балуй”. По количеству предложений эта лампа просто впереди планеты всей.
Конструктивно, лампа выполнена по уже известной компоновке типа «кукуруза» – на цилиндрическом “початке” расположилось аж 144 миниатюрных светодиодов SMD 3014. Конечно же такая круговая конструкция дает наиболее равномерное распределение светового потока по отражателю и плафону. Диоды напаяны (местами кривовато) на пленочную подложку, которой обернули металлический сердечник. По идее, тепло должно отводиться на него, и через дырчатое основание в окружающее пространство. Вся конструкция закрыта стеклянным колпаком и даже должна быть влагозащищенной класса IP65. Хм, возможно… Вот только, не задача – не редки случаи, когда они разваливались просто в руках после распаковки.
У большинства, купивших такие лампы никаких конфликтов с бортовой электроникой не возникало: поворотники мигают нормально, ошибки приборка не выдает. Но все же есть случаи, когда указатели поворота нормально мигают только в режиме аварийки, а по отдельности – начинают частить. У некоторых автолюбителей таки лампы вызывают помехи в работе задней камеры.
Лампа работает на встроенном стабилизаторе тока. При этом ток потребления составляет 1,2…1,5…1,8 А – такой ток адекватно воспримет и хитрая электроника, и старые релюшки поворотников. Производитель обещает аж 2100Lm белого света с такой лампы – это как ближний свет. Если таким током запитать качественные светодиоды с эффективностью 100Лм/Вт, то в теории такой свет можно и получить. В реальности же скорее всего лампа будет выдавать примерно 1000…1500Лм, но и этого таки ж до хрена. Те, кто только подключили такую лампу отмечают, что светит просто адски и греется в такой же степени. Днем на солнце лампы светят просто шикарно, но ночью уже напрашиваются на монтировку заслепленных коллег по дороге. При таком токе от получаемой мощности в 21Вт лампа греется, как кипятильник. Конечно, из расчета на один чип мощность получается всего 0,2Вт и даже для “китайских” кристаллов это не много, но вот общий температурный режим вызывает серьезные опасения.
Для двухконтактных ламп в цоколе 1157 BAY15D, в которых совмещены стоп-сигнал и гарабитный свет разница яркости между режимами есть. Однако, насколько она соответствует соотношению 5:1 пока не совсем ясно.
Ну, как говорится, что за надто, то – не здраво
. Яркий свет безусловно – это круто, но не до такой же степени. Думаю, что в этих лампах следовало бы несколько приуменьшить ток, чтобы не слепить едущих сзади. Заодно и диоды меньше греться будут. В светодиодных драйверах ток, подаваемый на светодиоды, регулируется подбором сопротивления соответствующего резистора. С другой стороны, при уменьшении рабочего тока можем сразу получить замечания со стороны бортовой электроники. С третьей, как-то совершенно нет желаний дополнительно что-то еще самому “колхозить”, “допиливать” и “городить огороды”.
Я уже заказал на Aliexpress эти лампы на тест во всех цветовых вариантах и цоколевках – будем проверять в реальных условиях. Об этом мой следующий обзор.
Для экстремальных эстетов эти есть лампы, снабженные баллоном с зеркальным напылением, так чтобы под прозрачным колпаком поворотника среди серебра и хрома вообще не было никакой желтизны – о как!
Конечно, из-за напыления они уступают по яркости своим прозрачным аналогам на светодиодах, но все равно светят не хуже обычных оранжевых накальных собратьев. Думаю, что из-за отражающих свойств напыления, греются они еще круче, чем с прозрачным баллоном.